Rambler's Top100
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
ИСТОРИЯ
НОВОСТИ
ОТЗЫВЫ О ШКОЛЕ
КОНТАКТЫ
СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ
ПОМОЧЬ ШКОЛЕ
ШКОЛА СЕГОДНЯ - ФОТОГАЛЕРЕЯ
Проект настенной росписи храма свт. Димитрия Ростовского Свято-Екатерининского монастыря г.Видное Московской области
Проект настенной росписи келии Панагица, Святая Гора АФОН, ГРЕЦИЯ
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Храм свт. Димитрия Ростовского имеет характерные архитектурные особенности в виду его особого назначения как храма-колокольни и его особого расположения над вратами монастыря. Пространство центральной части храма представляет в плане круг, в то время как алтарь, ризница, притвор и западная часть храма прямоугольной формы.
Основные сюжеты росписи обусловлены церковными иконописными канонами, однако, в пределах канона допустимы варианты сюжетов для придания программе росписи определенной идейной направленности. Так авторы проекта посчитали необходимым отразить в программе росписи посвящение храма святителю Димитрию Ростовскому (+ 1709), жившему в переломное время для истории России и Русской Церкви. Отсюда определенный подбор святых, которых предполагается изобразить в алтаре и в центральном пространстве храма. Это в основном святители современные св. Димитрию и его сподвижники. Таким образом, создается атмосфера эпохи конца XVII – начала XVIII веков.
Центральным сюжетом алтарной росписи является запрестольное изображение Спасителя с двумя Ангелами – «Иисус Христос – Великий Архиерей». Ангелы изображены в диаконском облачении с рипидами, что придает сюжету литургический смысл. Возникновение этого сюжета обязано словам Ап. Павла: «Имуще убо Архиерея велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» (Евр.4:14). И далее: Евр.4:15 – 5:10
Этот сюжет иллюстрирует известные слова пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Данное изображение, как и вообще изображение Божией Матери традиционно для конхи или свода алтарной апсиды. Оно свидетельствует о неложном воплощении Сына Божия, и прославляет Богоматерь, давшую Ему Плоть. Без боговоплощения, разумеется, невозможны и искупление и литургия. Именно поэтому непосредственно после Евхаристического канона предлагается «изрядно» помянуть Пресвятую Богородицу.
Фланкируют композицию «Иисус Христос – Великий Архиерей» изображения отцов-литургистов свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста. Прямо напротив них на западной стене находятся изображения еще двух литургистов свт. Григория Двоеслова и Ап. Иакова первого епископа Иерусалимского. В проеме царских врат на северной и южной сторонах, т.е. справа и слева от служащего священника помещаются изображения свтт. Димитрия Ростовского и его современника Митрофана (в схиме Макария) еп. Воронежского.
Слева от центральной части алтаря находится помещение жертвенника. В одной из ниш на восточной стене изображен «Спас во гробе» – сюжет традиционный для жертвенника, где во время проскомидии воспоминается распятие и положение во гроб (покрытие воздухом-плащаницей) Господа Иисуса Христа.В другой, меньшей нише изображен Голгофский Крест с обычными инициалами, что также напоминает о Крестной Жертве.

2.jpg

Над нишами в оставшееся пространство стены вписана композиция «Моление о Чаше», литургический смысл которой не нуждается в разъяснении.
В куполе жертвенника, как и в куполе симметричной ему правой части алтаря, именуемой обычно диаконником, изображены в медальонах Архангелы Михаил и Гавриил. Изображения Архангелов и Ангелов в куполах жертвенника, диаконника и других куполах богословски обоснованы. Купол – символ неба. Литургические песнопения и молитвы: «ныне силы небесные с нами невидимо служат…», «иже херувимы тайно образующе…», «сотвори со входом нашим, входу святых Ангелов быти, сослужащих нам…» и подобные им напоминают молящимся, что во время богослужения небесные силы не только невидимо присутствуют в храме, но и сослужат Великому Архиерею Христу, а также священнодействующим архиереям и иереям. В древнейшем из сохранившихся русских храмов – Софии Киевской во всех малых куполах изображены Архангелы.
На западной стене жертвенника, как и в диаконнике, над проемом, ведущим к диаконским дверям иконостаса, помещаются медальоны с оплечными изображениями свв. архидиаконов Стефана и Лаврентия. На откосах этих проемов, видимых со стороны алтаря изображены еще четыре диакона, упоминаемых в книге Деяний Апостолов: Филипп, Прохор, Никанор, Тимон (Деян.6:5). Стены и своды остального пространства проходов из жертвенника и диаконника к северным и южным диаконским дверям иконостаса предполагается покрыть орнаментом,т.к. они практически не просматриваются не из храма, не из алтаря.

1.jpg

В диаконнике, кроме уже упомянутых сюжетов расположены изображения двух святителей на восточной стене. Некоторое затруднение для росписи представляет дверь, ведущая в ризницу. Она перекрывает нижнюю часть фигуры одного из святителей, так что остается поясное изображение. Надо заметить, что в древнерусской монументальной живописи можно встретить достаточно много примеров, когда изографы не обращали внимания на неудобные для размещения композиций проемы и балки.
В главном куполе основного пространства храма помещается образ Пантократора, окруженный медальонами с поясными изображениями Архангелов: Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, – всего шесть Архангелов. Вместе с Архангелами Михаилом и Гавриилом, образы которых находятся в алтаре, получается полный Собор. С востока и запада в купол врезаются две арки, так что пространство с этих сторон меньше, чем с боков, где изображены медальоны с Архангелами. Здесь помещены медальоны меньших размеров. С восточной стороны над иконостасом помещается композиция «Престол уготованный» – символ Второго пришествия и Страшного Суда, а также невидимого присутствия Божия. В противоположном ему западном малом медальоне помещается «Крест процветший» – образ Животворящего Древа Креста и евангельского зерна, которое, умерев, приносит много плода. В целом идею росписи купола можно выразить словами песнопения великого повечерия: «Господи сил, с нами буди».

  РУССКОЕ 
ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народность Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100